Развитие восприятия времени у дошкольников с нарушенным зрением

09.02.2018

Трудности формирования временных представлений объясняются, прежде всего, не только психофизиологическими и возрастными особенностями ребёнка, но спецификой самой категории время.

Во-первых, время нельзя воспринять непосредственно органами чувств;

во-вторых, время трудно представить как объективную реальность;

в-третьих, продолжительность времени нужно «показать» ребёнку через его меры: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, соотнося определённый временной интервал с каким-то реальным действием;

в-четвёртых, ребёнок сталкивается с большим разнообразием существующей временной терминологии (до, после, затем, вскоре, вчера, долго, медленно, быстро, раньше, и т.д.) и некоторой абстрактностью при её употреблении в речи («вчера» станет завтра «позавчера», то что будет завтра, через день будет считаться вчера и т.п.), связанной с конкретным обозначением определённого отрезка времени.

Поэтому знакомство детей с категориями времени, формирование у них временных представлений должно происходить:

1. С опорой на конкретный наглядный материал, отражающий временные и сезонные изменения в природе.

2. Включать предметно-практическую деятельность, собственный опыт ребёнка.

3. Включать различные дидактические игры, направленные на развитие умения:

- решать несложные бытовые или режимные задачи на время;

- соотносить временные понятия как с собственной деятельностью, так и с занятиями сверстников, родителей и взрослых.

Формирование временных представлений на разных возрастных этапах:

Младшая группа (3-4 года).

1. Детей учат понимать и правильно использовать слова указывающих на время действия

- было, есть, будет;

- утро, день, вечер, ночь.

2. Учат понимать слова, которые указывают на продолжение и соотношение времени: долго, недолго, сейчас, позже, раньше.

3. Формируют умение определять последовательность событий в несложных сюжетах (что вначале, что потом).

Средняя группа (4-5 лет).

1. Закрепляют умение определять части суток - показывать, что бывает и что делают утром, днём, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые.

2. После того, как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание необходимо сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, цвет неба и т.д.)

3. У детей уточняются знания о последовательности частей суток.

4. Детей пятого года жизни учат правильно использовать слова «сегодня», «завтра», «вчера».

У детей 5-7 лет идёт закрепление и формирование следующих временных представлений:

1. Сутки, неделя, месяц, год. Формируют знания об их продолжительности, текучести и основных признаках.

2. Формируют умения определять временные признаки словом (до, после, сначала, вчера, потом, раньше, позже и т.д.).

3. Формируют навыки измерения времени (с помощью часов, календаря), развивают чувство времени.

Важно знать:

1. Временные понятия и термины даются в определённой последовательности.

2. Одни понятия базируются на других (так знакомство с понятием неделя нужно начинать только тогда, когда ребёнок будет хорошо ориентироваться в продолжительности суток).

Методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Р.Ф. Галлямовой

Цель: Выявить пробелы в знаниях старших дошкольников о названий частей суток, дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра; о названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года; в умении определять время с использованием календаря, песочных, механических и электронных часов; определять время по цикличности природных явлений.

Серия I.

Цель: Исследованиезнания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека.

Материал: картинки с изображением человека спящего в темноте, делающего зарядку, спящего при дневном свете, занимающегося, смотрящего вечернюю передачу; картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток: звездное небо, луна; туман, рассвет; высокое солнце, резвящиеся животные; закат, закрывающиеся цветы, первая звезда.

Задание 1: «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку».

Оценка:

Соответствует норме: все части суток названы правильно, по порядку - 3 балла.

Ниже нормы: части суток названы правильно, но не по порядку - 2 балла.

Низкий уровень: неправильно названы ни части суток, ни их последовательность - 1 балл.

Задание 2: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением человека. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?».

Оценка:

Соответствует норме: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет - 3 балла.

Ниже нормы: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот - 2 балла.

Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован - 1 балл.

Задание 3: « Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?»

Оценка:

Соответствует норме: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет - 3 балла.

Ниже нормы: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот - 2 балла.

Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован - 1 балл.

Серия II.

Цель: Выявить знание ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра.

Материал: карточки со знаками-символами занятий или режимных процессов, относящихся к тому или иному дню недели.

Задание 1. «Какие дни недели ты знаешь? Назови их».

Оценка:

Соответствует норме: ребенок назвал все дни недели и их порядок правильно - з балла.

Ниже нормы: названия дней недели названы правильно, но порядок нарушен - 2 балла.

Низкий: не знает названий дни недели и их последовательности.

Задание 2. «Посмотри на эти значки. Каждый значок обозначает занятия, которые проходят у нас в определенные дни недели: кисточка - изо; цифра - математика; ручка - обучение грамоте; мяч - физкультура; нота - музыка; пустые карточки - выходные дни. Разложи их по порядку. Назови, в какой день проходит это занятие».

Оценка:

Соответствует норме: все выполнено правильно - 3 балла;

Ниже нормы: Ребенок разложил все правильно, но с подсказкой воспитателя - 2 балла;

Низкий: ребенок не справился с заданием - 1 балл.

Задание 3. «Скажи, какое занятие будет сегодня. Положи на стол соответствующую карточку. Какой сегодня день недели? Справа от карточки положи символ занятия, которое будет завтра. Какой день недели будет завтра. В какой день недели у нас занятие по ... (называют занятие, которое было вчера)? Это сегодня, завтра или было вчера?»

Оценка:

Соответствует норме: все задания выполнены правильно - 3 балла;

Ниже нормы: Ребенок допустил 2-3 неправильных ответа или справился с заданием лишь с подсказкой воспитателя - 2 балла.

Низкий: ребенок допустил более 2 ошибок или не справился не с одним заданием.

Серия III.

Цель: Определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.

Материал: картинки с изображением времен года, загадки о месяцах года, отрывки стихотворений карточки с названиями месяцев и иллюстрациями к ним, картинки с изображением праздников и карточки с изображением изменений в природе по сезонам, полоска с цифрами от 1 до 12.

Задание 1. «Назови, какие времена года ты знаешь. Выбери карточки с изображениями этих времен года. Почему ты выбрал эти карточки».

Оценка:

Соответствует норме: Все выполнено правильно, ответы обоснованы - 3 балла.

Ниже нормы: ребенок допустил ошибки или не смог обосновать ответы- 2 балла.

Низкий - нет ни одного правильного ответа - 1 балл.

Задание 2. «Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, День рождения, Сабантуй, Новый год, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы, День Знаний, День Примирения и Согласия, День Независимости... Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник «прошел» в свой месяц».

Оценка:

Соответствует норме: все выполнено правильно - 3 балла.

Ниже нормы: допущено не более половины неправильных ответов - 2 балла.

Низкий: более половины ответов не верны - 1 балл.

Задание 3. «Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев. (Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку».

Оценка:

Соответствует норме: все выполнено правильно, допускается не соблюдение очередности месяцев - 3 балла.

Ниже нормы: ребенок выполнил задание с несколькими подсказками взрослого - 2 балла.

Низкий: нет ни одного правильного ответа - 1 балл.

Серия IV.

Цель: Выявить умение определять время с использованием календаря и механических часов.

Материал: модель календаря, песочные часы (1 мин), модель циферблата, счетные палочки (10 штук).

Задание 1. «Посмотри на календарь и ответь на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели?»

Оценка:

Соответствует норме: ответы правильные - 3 балла.

Ниже нормы: ответы даны правильно, но с подсказкой воспитателя - 2 балла.

Низкий: ответ не дан или дан неправильно - 1 балл.

Задание 2. «Перед тобой часы. Скажи, сколько сейчас времени. Поставь стрелки часов так, чтобы было ровно 2 часа. Поставь стрелки часов так, что бы на них было 5 часов 30 минут».

Оценка:

Соответствует норме: все задания выполнены правильно - 3 балла.

Ниже нормы: Ребенок не ответил на 1 вопрос - 2 балла.

Низкий: ребенок не ответил на 2 вопроса или вообще не ответил правильно - 1 балл.

Итоговый уровень сформированности временных представлений дошкольников определяется по следующим критериям:

33 - 30 баллов - уровень соответствует норме;

29 - 21 - ниже нормы;

20 и ниже - низкий уровень.

Уровни сформированности представлений о времени и его измерении:

Уровень, соответствующий норме:

  • знает и называет части суток;
  • знает название дней недели их последовательность;
  • определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
  • определяет время с помощью механических и песочных часов;
  • ориентируется в названиях и последовательности месяцев года;
  • знает из каких месяцев состоит то или иное время года;
  • умеет определять время года по цикличности природных явлений.

Уровень ниже нормы:

  • затрудняется в назывании частей суток;
  • затрудняется в назывании дней недели их последовательность;
  • затрудняется в определении какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
  • определяет время с помощью механических и песочных часов с подсказки воспитателя;
  • путает названия и последовательность месяцев года;
  • путает из каких месяцев состоит то или иное время года;
  • затрудняется в определении времени года по цикличности природных явлений.

Низкий уровень:

  • не знает и называет части суток;
  • не знает название дней недели их последовательность;
  • не определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
  • не определяет время с помощью механических и песочных часов;
  • не ориентируется в названиях и последовательности месяцев года;
  • не знает из каких месяцев состоит то или иное время года;
  • не умеет определять время года по цикличности природных явлений.
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать