Развитие творческого потенциала у детей с нарушением зрения в процессе вышивания

04.10.2018

Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества - развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть «необычное в обычном».

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья имеют значительные нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Поэтому возникает необходимость комплексного воздействия на различные стороны личности ребенка с целью активизации его личных усилий, направленных на формирование познавательной сферы, на развитие и саморазвитие, возможность творческого самовыражения.

В исследованиях ученых-тифлологов (М.И. Земцовой, Л.А. Новиковой, Л.П. Григорьевой и др.) было установлено отрицательное влияние зрительных нарушений на развитие познавательных процессов непосредственно влияющих на развитие творческих способностей таких детей. Дошкольники с патологией зрительного анализатора не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов, возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Ослабление познавательных процессов оказывают значительное влияние на развитие воображения и как следствие, нарушается развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей 6-7 лет с нарушением зрения предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи. Именно в процессе творческой деятельности у дошкольников с нарушением зрения развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. разносторонние психические процессы, воспитывается легкость и быстрота овладения знаниями и умениями. Как отмечает И.В. Новикова, таким видом художественно-творческой деятельности является - вышивание.

Вышивание - один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно - прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. В процессе работы у детей с нарушением зрения закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Работа вышивкой способствует развитию творчества, открывает путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитывает вкус, духовно обогащает.

Научить дошкольников с нарушением зрения работать с иголкой очень полезно, так как наряду с развитием творческого потенциала, занятия вышиванием позволяют решать коррекционные задачи по основным направлениям в работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения:

-развития зрительного восприятия - представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина), прослеживающей и цветоразличительной функции глаза, зрительно-пространственная и зрительно-моторная координация (глаз - рука), умение воспринимать многоплановые сюжетные изображения;

-ориентировка в пространстве - пространственные представления,навыки ориентировки в микропространстве, умение соотносить размеры объектов, расстояние между ними;

-осязание и мелкая моторика - развитие мелких мышц кисти рук. Дети выделенной категории учатся определять толщину, плотность, гладкость, шелковистость и другие качества материалов;

-социально-бытовая ориентировка - дошкольники с нарушением зрения приобщаются к культуре быта, общения и поведения, умению организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.

Данный вид деятельности способствует получению новой информации по нескольким каналам восприятия, что особенно важно для детей с нарушением зрения.

В процессе занятий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья развивается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.



Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать