Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения

09.03.2018

В настоящее время особо значимой является проблема исследования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями в развитии, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его успех в межличностном общении. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими. Всему этому надо учиться. Взрослые, сопровождающие детей, могут научить их понимать «язык эмоций» - научить присматриваться к лицам и жестам человека, к выражению глаз, улавливать изменения в интонации речи, замечать и понимать различные нюансы её звучания. Понятие «эмоциональный интеллект» охватывает следующие способности:

  • Способность распознавать собственные эмоции;
  • Способность владеть собственными эмоциями;
  • Способность к самомотивации;
  • Коммуникативная способность.

Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре поможет формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.

Во время коррекционно-развивающей деятельности со слабовидящими детьми и детьми с тяжелыми нарушениями речи (старшие и подготовительные группы) я провожу различные игры, которые способствуют развитию эмоционального мира дошкольников.

Эти игры не только развивают умение детей в распознании различных эмоциональных состояний, эмоциональный словарь дошкольников, но и способствуют развитию зрительного восприятия цвета, слухового и зрительного внимания, развивают у детей глазодвигательную функцию, формируют чувство близости с другими, чувства ценности других и самоценности.

1.Игра «Солнце, дождь и ветер». Цель: развивать у детей внимание, связанное с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов, мимику и пантомимику.

Ход игры: на разные 3 сигнала - картинки: солнце, туча, ветер - дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице.

Смотри, не зевай! Солнце, дождь и ветер различай!

Что увидишь на картинке, то и проживай!

«Солнце» - подпрыгивают, хлопают в ладоши, улыбаются.

«Туча» - тело напряжено, плечи приподняты, можно обхватить себя за локти и прижать их к телу. На лице грусть, недовольство. Очень неприятно, потому что у детей нет зонта.

«Ветер» - дети немного раскачивают тело из стороны в сторону, на лице спокойствие.

Для развития внимания нужно менять сигнал и его название.

2.Игра «Яблочное настроение». Цель: закреплять умения детей в распознавании различных эмоциональных состояний (чувств) по мимике, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать различные эмоции, развивать цветовосприятие, цветоощущение.

Ход игры: рассмотреть красивые необычные яблоки (их может принести сказочный персонаж). Беседа:

  • какое настроение у этого яблока? (весёлое, радостное)
  • какое чувство оно переживает? (веселье, радость)?
  • какого цвета грустное яблоко? И т. д.
  • обыгрывание и показ яблочного настроения.

3.Игра «Солнце, облака и месяц». Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния по мимике на рисунках, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать разные эмоции. Развивать зрительное внимание, восприятие: глазодвигательную функцию, прослеживающую функцию взора.

Ход игры: рассказать детям сказку с использованием иллюстраций.

«На ночном небе звёзды светят ярким светом, как фонарики. Когда наступает утро, небо становится светлым и всходит доброе Солнышко. Его любят все люди, природа: звери, птицы, цветы, деревья. Вокруг Солнца проплывают Облака, разные по форме и цвету. Они двигаются то медленно, то быстро, обгоняя друг друга и играя в догонялки.

Однажды Солнце задержалось и не появилось на небе в срок. Облака перестали улыбаться и играть. Одно Облачко испугалось и всё время повторяло: «Как страшно без Солнца. Я боюсь, боюсь!» Другое Облачко так расстроилось, что даже стало плакать: «Кап-кап!». А это Облачко обиделось, рассердилось на своих друзей, на Солнце, нахмурило брови, стало ругаться и даже драться с другими Облаками. От этого появились молнии, загремел гром. Только одно Облачко не испугалось, не заплакало и не рассердилось. Оно всех успокаивало: «Не бойтесь, не грустите и не злитесь! Солнце обязательно скоро взойдёт, и мы все успокоимся. Давайте будем танцевать, улыбаться и тогда Солнышко к нам вернётся». Облака послушались и перестали злиться и грустить, стали улыбаться, петь песни и танцевать.

И произошло чудо - Солнышко выглянуло и согрело всех своими лучами. Всё стало как прежде. Вечером Солнце ушло спать, а на небе появился Месяц. Он спел Облакам колыбельную песенку, и все заснули волшебным сном. Месяц улыбался и от удовольствия даже сам закрыл глаза.

А звёздочки освещали небо и радовались, что все отдыхают, что на небе царит покой и дружба».

Вопросы и задания:

-найдите глазами облако, которое улыбается? Грустит? Злится?

-какое настроение у облака с права от грустного?

-какое облако слева от злого?

-какое облако висит ниже всех? Выше всех?

-кто выше всех (солнце)?

-у кого на небе одинаковое настроение?

-постарайтесь проследить глазами (нарисовать) дорожку от весёлого облака к злому облаку, от испуганного облака к солнцу. И т. д.

4.Игра «Новый клубочек». Цель: развивать уверенность, гордость за свои успехи, новые знания и умения; формировать чувство близости с другими; способствовать принятию детьми друг друга; формировать чувство ценности других и самоценности.

Дети, сидя в кругу, передают друг другу клубочек и рассказывают:

-какое у них сегодня настроение;

-сравнивают своё настроение с каким-либо явлением природы;

-передают пожелания друг другу;

-затем рассказать детям, что в мире всё меняется, и к ним пришёл новый клубочек (клубок другого цвета и размера). Он повзрослел, стал больше, т.к. у него больше знаний. Клубочек хочет услышать от своих друзей, чему новому они научились, что нового узнали, какое настроение у них сейчас и почему? Клубочек желает своим друзьям, чтобы они стремились узнать что-то новое и интересное и хотели измениться в лучшую сторону, чтобы быть умными, интересными людьми.

5.Игры: «Рукопожатие по кругу»; «Испорченный телефон» (передаём радостные слова, страшные слова, грустные слова и т.д.); «Комплименты»; «Вместе весело шагать...» (пение песен в кругу); «Волшебный стул» (на стуле сидит грустный или обиженный ребёнок, дети по очереди кладут ему руку на плечо и говорят добрые и ласковые слова).

6.Упражнения:

  • «Встаньте все, кто............. любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы, и т.д.»
  • «Что такое радость?» (высказывания детей)
  • «Кто как радуется?»
  • «Что нам делать с этим чувством?»
  • «Зеркало» (показ перед зеркалом своих эмоций).
  • «Волшебный мешочек» (оставить в мешочке все плохие слова).
  • «Коврик злости»
  • «Возьми себя в руки» ( при неприятной ситуации обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека).
  • «Фигуры эмоций», «Поставь балл эмоции», «Угадай эмоцию».
  • «Связующая нить».

7.Релаксационные упражнения: Солнечный зайчик, Воздушный шарик, Самолёт, Тропический остров, Спаси птенца.

8.Использование ритуалов:

  • приветствия - радость от встречи, желание играть со всеми, пожелания радостного настроения, здороваемся с солнышком и небом, со всеми детьми;
  • прощания - пожелания друг другу, прощание с добрыми словами.

Литература.

  • Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. - М., 1998.
  • Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Я, 1997.
  • Кряжева Н.Л. Кот и пёс спешат на помощь. Анималотерапия для детей. Я, 2000.
  • Лэндрет Г.Я. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
  • Шипицына Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи. Дефектология, №4 - 1993.
  • Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать