Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе.

13.03.2019

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, учителям-дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.

Назрела необходимость овладеть спектром инновационных образовательных технологий и применять их в своей практической профессиональной деятельности.

Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - вот главная, коммуникативная, задача современного учителя-дефектолога. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, и, учитель - дефектолог, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знания и компетентность. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания.

Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Данные технологии, описанные ниже, способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально-личностных, коммуникативных, организаторских, личностно-адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие - либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

В своей профессиональной деятельности использую и владею следующими видами образовательных технологий: технология проектов, дифференцированного подхода, информационно-коммуникативными технологиями, здоровьесберегающими технологиями.

Технология проектов

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:
-активизация познавательных процессов;
-формирование у воспитанников интереса к творческому решению задачи:
-развитие и обогащение сенсорного опыта детей.

Технология дифференцированного подхода.

У многих детей с нарушениями зрения неустойчивое внимание, недостаточно развита память, испытывают трудности в выполнении традиционных заданий- в этом случае требуется особая форма предъявления материала, т.е. дифференцированный подход к обучению. Реализация данного подхода в воспитательно-образовательном процессе позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях. При применении данной технологии воспитанников делю на условные группы с учетом зрительных нарушений и типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития.

Информационно-коммуникативные технологии.

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно - компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий.

Моя цель использования информационных технологий в работе с дошкольниками:
-повысить наглядность материала;
-разнообразить содержание материала;
-разнообразить формы подачи материала.

Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации. Но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим
  • компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.

Использование информационно - коммуникационных технологий формирую собственные средства обучения, составляя свои презентации: «Здоровье на кончиках пальцев», «Охрана зрения у дошкольников»

В коррекционной работе тифлопедагога с детьми с нарушениями зрения важно уделять внимание формированию целостного и полного восприятия. Современные технические средства обучения помогают визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т.е. создать определенный дидактический образ-модель.

В работе с дошкольниками использую самостоятельно созданные презентации («Времена года», «Урожай», «Дикие и домашние животные», «Лес - наше богатство», «Цветы», «Перелётные птицы», «Транспорт», «Космическое путешествие», «Четвертый лишний»), в зависимости от тематики включаю в занятия аудиозаписи «Кто как голос подает?», «Транспорт в городе», и другие.

Информационные компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения, адаптировать наглядный материал соответственно требованиям для дошкольников со зрительной депривацией. Одной из доступных и удобных в применении приложений является программа "Power Point". Она позволяет педагогу самостоятельно готовить пособия к занятиям с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.

Основа любой презентации - облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка;
  • возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.

Информационные компьютерные технологии включаются в структуру традиционного коррекционного тифлопедагогического занятия как восприятия с компьютером на одном занятии не превышает 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка, в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Применение информационно - коммуникативных технологий в детском саду позволяет оптимизировать коррекционно -педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.

Здоровьесберегающие технологии.

Наша задача сегодня - научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее ребята могли уже самостоятельно их применять. Свою коррекционную непосредственно образовательную деятельность я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать их здоровьесберегающими?

В своей практике здоровьесберегающее обучение включаю: проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия), пальчиковой гимнастики с применением массажного шарика су-джок.

Проведение дыхательной гимнастики. Упражнения этого комплекса выполняются на занятии, подходят для физминуток, динамических пауз.

Нагрузка на глаза у ребенка с нарушениями зрения огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Поэтому выполнение гимнастики для глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения. В своей работе использую игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В.Ф.Базарным, Э.С.Аветисовым и Г.А.Шичко. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий.

Известно, что у дошкольников с нарушениями зрения вялое проявление эмоций. Поэтому для их развития включаю в занятия элементы психогимнастика по методике М.Чистяковой. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников с амблиопией и косоглазием, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (радость, удивление и т.д.).

Я считаю, что применяя в моей коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохранит и укрепит здоровье воспитанников.

Заключение

Педагог, умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Наряду с этим, появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла эмоциональная заинтересованность воспитанников в занятиях.

Такое построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в моей педагогической практике не только намного облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с воспитанниками с нарушениями зрения.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать