Использование развивающего дидактического пособия "Сеткограф" в работе с детьми с нарушениями зрения.
Развитие и обучение детей с различными формами зрительной депривации тифлопедагогика рассматривает в рамках концепции взаимодействия ребенка с окружающей средой. Чем богаче и разнообразнее освоенный ребенком-дошкольником мир, тем более широкую базу для своего развития он имеет.
Нарушение зрения оказывает отрицательное влияние на процесс зрительного восприятия, снижается количество и качество воспринимаемой информации, наблюдаются фрагментарность, искаженность восприятия, затруднения в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, сниженный уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира.
Дети с нарушенным зрением испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий по ориентировке в пространстве. Недостатки зрительного восприятия обусловливают формирование нечетких образов-представлений. Наблюдаются нарушения внимания, памяти, мышления. Сформированные, но не включенные в разные виды деятельности представления быстро распадаются. Так же у дошкольников с патологией зрения, наблюдаются нарушения пространственных представлений, им трудно фиксировать взгляд на предмете, следить за движущимся предметом, определять его положение в пространстве, размер и форму, узнавать один и тот же предмет в разных модальностях. Из-за отсутствия координирующей функции «рука-глаз» нарушается точность дифференцированных движений пальцев рук, что оказывает отрицательное влияние на характер манипуляторных, а затем и предметных действий детей. Все это отрицательно влияет на развитие тактильной чувствительности и моторики пальцев рук.
Известно, что любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, тактильная). Поэтому нами было разработано дидактическое пособие «Сеткограф» использование, которого позволяет решать ряд задач по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, развитию мелкой моторики.
К дидактическому пособию разработаны игры и задания для обучающихся, начиная с 2-х летнего возраста. Игры могут проводиться с детьми, имеющими различные зрительные диагнозы (гиперметропия, амблиопия, миопия, астигматизм, сходящееся и расходящееся косоглазие и т.д.).
Соответствие развивающего дидактического пособия «Сеткограф» требованиям ФГОС.
Насыщенность. Пособие соответствует возрастным особенностям детей от 4 до 7 лет, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в том числе двигательную (развитие мелкой моторики), дает возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.
Трансформируемость. Пособие предполагает возможность его изменения в зависимости от образовательной ситуации. Полифункциональность обеспечивается за счет наличия съемных элементов, которые не обладает жестко закрепленным способом. Пособие возможно использовать в различных областях, в зависимости от поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Вариативность. Пособие «Чудо-сетка» может использоваться в игровой деятельности, в НОД, в самостоятельной деятельности детей, в коррекционной работе.
Доступность. Оборудование находится в свободном доступе для детей.
Безопасность. Все элементы комплекта соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Пособие изготовлено из безопасных материалов, поддается влажной уборке, не представляют угрозы для жизни и здоровья детей.