Задачи обучения и коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

07.11.2017

(З.П. МАЛЕВА «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ПЛЕОПТО-ОРТОПТИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ»)

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Формирование представлений о сенсорных эталонах

Расширять и углублять знания о свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности де­тей. Соотносить соответствующие сенсорные качества с реальными предметами. Учить группировать предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).

Учить узнавать и называть точным словом пять основ­ных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный).

Учить соотносить заданный цвет с цветом окружающих предметов.

Учить стимулировать зрительно-поисковую деятель­ность на обобщающее понятие «цвет».

Учить различать и называть форму геометрических фи­гур (круг, квадрат, треугольник).

Учить соотносить форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус).

Учить называть форму предметов простой конфигура­ции (шарик) в реальных предметах.

Учить различать, выделять и называть, сравнивать ве­личину двух предметов по размеру (длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, больше-меньше).

Учить зрительно сравнивать величину предметов путем наложения и приложения их друг к другу.

Учить находить большие и маленькие предметы в макро­пространстве.

Развитие предметности восприятия

Учить детей зрительно соотносить плоскостное изобра­жение с натуральным предметом.

Узнавать ранее обследованные предметы в различных предметно-логических связях.

Учить точно совмещать по силуэту и контуру два плоско­стных предмета сложной конфигурации.

Учить узнавать предмет по его части и составлять целый предмет из частей (две-три части).

Формирование способов обследования и предметных представлений

Учить детей использовать в процессе обследования все анализаторы для более полного представления о предмете.

Учить определенному плану рассматривания предметов или их изображений (целостное восприятие предмета, выде­ление цвета, формы предмета, показ и называние основных частей, величины каждой части относительно основной, по­вторное целостное восприятие.

Учить и расширять представление о предметах окружаю­щего мира: овощах, фруктах, деревьях, животных, транс­порте, птицах, посуде, одежде, мебели.

Учить понимать и активно употреблять в речи существи­тельные с обобщающим значением.

Развитие навыков ориентирования

Учить детей выделять и называть части своего тела и их месторасположение (голова наверху, ноги внизу и т.п.).

Определять направление вверх, вниз, впереди, сзади.

Особое внимание уделять симметричным органам: руки, ноги, уши, глаза.

Учить выделять в одежде и называть стороны (правая и левая), а также детали одежды и их месторасположение.

Учить определять направление движения и местонахож­дение предметов по отношению к себе (впереди, сзади, сле­ва, справа).

Учить выполнять практические действия с предметами, понимая значения предлогов и наречий: над, у, в, за, ввер­ху, внизу, спереди, сзади.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Формирование представлений о сенсорных эталонах

Расширять и углублять знания детей о свойствах и каче­ствах предметов в условиях различных видов деятельности.

Упражнять в соотношении соответствующих сенсорных качеств с реальными предметами.

Учить группировать предметы по двум сенсорным при­знакам (цвет и форма, цвет и величина).

Закреплять знания об основных цветах спектра и позна­комить с оранжевым и коричневым цветом.

Учить зрительным способом узнавать и называть в окру­жающих предметах светлые и темные тона четырех основ­ных цветов.

Учить локализовать оттенки при прямом и обратном контрасте.

Учить узнавать, различать и называть цветовое окруже­ние реальных предметов при разной освещенности.

Стимулировать зрительно-поисковую деятельность на обобщенное понятие «цвет», «оттенок».

Познакомить с понятием «прямоугольник».

Учить выделять по силуэтному (контурному) изображе­нию квадрат, круг, треугольник.

Учить узнавать треугольник в двух положениях.

Закреплять зрительный способ анализа формы предме­тов, состоящих из двух простых форм.

Закреплять обобщающее понятие: форма предмета.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длина, ширина, высота).

Развивать зрительную дифференцировку величины предметов: зрительно выделять и располагать в ряд три-пять предметов в малом и большом пространстве.

Активизировать словарь за счет употребления слов: длинный-короткий, высокий-низкий.

Развитие предметности восприятия

Расширять представления детей об одежде, мебели, по­суде, овощах, фруктах, транспорте, животных, птицах, на­зывая их опознавательные признаки, назначение.

Расширять способность узнавать ранее обследованный предмет под разным углом зрения в условиях искажения одного из свойств: перекрытия контура, силуэтное изобра­жение, отсутствие цветности или изменения пространствен­ного положения в группе предметов.

Учить видеть характерные особенности одного рода пред­метов при опознании предмета или его изображения.

Учить сличению контурных, силуэтных и предметных изображений с реальными предметами.

Упражнять в узнавании предметов по их части. Учить составлять целый предмет из отдельных частей (из четы­рех).

Развитие восприятия сюжетных изображений

Учить детей рассматривать простую сюжетную картину: выделять и перечислять все объекты, выделяя их основные свойства, устанавливать элементарные причинно-следст­венные связи между предметами, изображенными на кар­тине, опираясь на непосредственное восприятие, направ­ляемое педагогом.

Учить при рассматривании выделять ближний и даль­ний план картины и предметы, изображенные близко и да­леко.

Учить находить различия в двух сюжетных картинах (одно-два): изменение позы, местоположения, появление дополнительных объектов.

Учить воспринимать человеческие позы, обозначая ее словом.

Учить выделять признаки, по которым узнал позу (под­нятая нога, согнутые локти и т.п.).

Развитие пространственного восприятия и навыков ориентировки

Упражнять детей в ориентировке в групповой комнате на основе практических действий по словесным указаниям педагога. Учить называть местоположение предметов (у, около, на, за, слева, справа).

Учить ориентироваться в пространстве, удаленном от групповой комнаты.

Научить ходить по местности, по лестнице.

Научить определять и словесно обозначать направления: вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо.

Учить размещать предметы и игрушки в групповой ком­нате и на столе по образцу и словесному указанию.

Учить зрительным способом выделять пространствен­ные положения в группе из трех предметов, выбирать из трех картинок две одинаковые.

Упражнять вопределении верхней и нижней, передней и задней, левой и правой сторон своего тела.

Учить находить на своей одежде и правильно называть различные детали своей одежды и их местоположение (ввер­ху на платье воротничок и т.п.).

Учить показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя: сверху от меня, слева от меня и т.д.

Учить определять расположение игрушки, предметов, других детей по отношению от себя, употребляя в речи соот­ветствующие слова: близко от меня, далеко от меня.

Развивать навыки микроориентировки на листе бумаги, поверхности стола, располагая предметы на листе бумаги, на поверхности стола в названном направлении (вверху, внизу, слева, справа, посереди).

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Познакомить, научить детей узнавать и называть точ­ным словом фиолетовый цвет. Различать фиолетовый, оранжевый, фиолетово-коричневый, фиолетово-бордовый цвет. Познакомить с предметами, имеющими постоянный признак - фиолетовый цвет: баклажан, сливы, ежевика, цветы.

Учить локализовать оттенки синего цвета из сине-фио­летовых тонов, фиолетовый из красно-синих, голубой из бело-синих.

Локализовать у основных цветов темные оттенки из тем­ных, светлые - из светлых.

Продолжать учить локализовать оттенки на обратном контрасте.

Развивать способность различать до восьми оттенков красного, зеленого, синего, коричневого цветов и до пяти оттенков оранжевого, фиолетового, желтого, голубого цве­тов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами.

Учить различать деревья по окраске стволов, листьев, лепестков, плодов, определять по цвету зрелость плода, раз­личать птиц по окраске оперения, узнавать животных при изменении окраски меха.

Продолжать учить ориентироваться при опознании пред­метов в окружающем мире на форму как опознавательный признак.

Уметь использовать эталоны формы (геометрические тела и фигуры) при выделении основной формы предмета и отдельных его деталей.

Познакомить с предметами окружающего мира, имею­щими в основе цилиндрическую форму.

Продолжать учить зрительным способам локализовать заданную форму в разных пространственных положениях.

Учить анализировать сложную геометрическую форму, выделяя в ее конфигурации простые составные части.







Показать, что однородные предметы различаются между собой конфигурацией частей.

Формировать обобщающие понятия «круглая форма», «угольная форма».

Выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине (шкаф выше стола). Знать и словесно обозна­чать ширину, длину, высоту, толщину предметов).

Развивать тонкую зрительную дифференцировку пред­метов по величине.

Различать молодые и старые деревья по высоте и толщи­не ствола, величине кроны, различать кустарник и деревья по размеру.

Учить соотносить предметы по величине. Располагать в ряд 6-7 предметов в малом и большом пространстве, зрительно выбирать одинаковые из множества. Состав­лять ряд предметов по возрастающей и убывающей ве­личине.

Формирование способов обследования и предметных представлений

Учить детей рассматривать или описывать предмет или его изображение по плану-образцу (по алгоритму), целост­ному самостоятельному восприятию объекта, определению его окраски, рассматривать или описывать предмет простой или сложный по форме, величине относительно окружаю­щих предметов, выделять основные части объекта, опреде­лять пространственные отношения, детально рассматривать каждую выделенную часть, определять ее форму, величину (относительно других частей), повторно в целом рассматри­вать объект.

Учить выражать словом признаки, связи, зависимость в предметном мире.

Отмечать признаки предмета, воспринимаемые на слух, вкус, осязания.

Развитие предметности восприятия

Учить детей различать и узнавать предметы в разных мо­дальностях (в цветном, силуэтном, контурном изображении).

Развивать умение узнавать предметы по отдельным час­тям, составлять целый предмет из отдельных частей (четы­рех-шести).

Приучать использовать для опознания предмета разные опознавательные признаки: цвет, форма, размер, запах, вкус.

Учить группировать предмет, объект одного вида по на­значению, материалу, по месту проживания, по способам передвижения (посуда - столовая, чайная, кухонная, стек­лянная, металлическая, пластиковая и др.).

Развитие восприятия сюжетных изображений

Продолжать учить детей рассматривать сюжетную карти­ну по плану: обведи взором всю картину, внимательно рассмот­ри и назови предметы на первом, втором и третьем плане, о ком эта картина (выделение действующих лиц), в какое время су­ток это происходит, как догадался, что случилось здесь.

Учить определять социальную принадлежность (мама, папа, друзья) персонажей по одежде, предметам обихода и другим деталям.

Обучать умению видеть в изображении человека позу, мимику, определять его состояние: радость, печаль, обида.

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе восприятия предметов и объектов, изображенных на картине.

Учить составлять небольшие описательные рассказы по картинкам.

Развитие восприятия глубины пространства

Развивать зрительную дифференцировку четырех-пяти предметов в малом и большом пространстве с уменьшением расстояния между предметами, с увеличением горизонталь­но расстояния между ними. Выражать отношения между предметами словами «между», «ближе к», «дальше от», «до». Учить сравнивать и определять расстояние до двух предметов, расположенных в разных направлениях.

Показать на примере расположения предметов в боль­шом пространстве, что предмет, перекрывающий контур другого предмета ближе, а перекрываемый - дальше.

Показать на примере «уходящей дороги» линейную пер­спективу.

Учить простейшим измерительным навыкам (в малом и большом пространстве) для определения расстояния до предмета.

Развитие навыков ориентировки

Продолжать формировать пространственные представ­ления у детей, учить словесно обозначать в речи пространст­венные термины: справа, слева, вверху, внизу, впереди, сза­ди, далеко, близко.

Учить понимать словесные указания, задания на про­странственную ориентировку в окружающем с учетом точек отсчета от себя и по отношению к другим объектам или лю­дям, а именно, начинать отсчет с любого места и соответст­венно обозначать местоположение объекта.

Учить ориентироваться в помещении, на участке детско­го сада с помощью осязания, обоняния, слуха. Определять назначение помещения по запаху (кухня, прачечная, меди­цинская комната).

Формировать пространственные представления и навы­ки практической ориентировки в помещениях детского сада и на участке, вырабатывать умение словесно обозначать пространственное положение различных предметов и объ­ектов в окружающей обстановке и микропространстве (на листе бумаги, столе, доске).

Познакомить с правилами движения на дороге.

Учить выделять сигналы светофора и передвигаться по улице в соответствии с их указаниями.

Учить выделять звуки на улицах города: шум машин, шорох шин, звуки мотора, звуки приближающегося, уда­ляющегося транспорта, открывающихся и закрывающихся дверей, шум ветра, дождя, вьюги.

Выделять и словесно обозначать пространственные при­знаки предметов и объектов окружающего мира, моделиро­вать пространственные отношения в различных ситуациях.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Формирование сенсорных эталонов

Расширять знания детей о предметах окружающей дей­ствительности, имеющих постоянный признак цвета.

Продолжать развивать тонкую дифференцировку при восприятии цветов и их оттенков в большом пространстве.

Продолжать развивать способность узнавать предмет при любой освещенности по его окраске.

Предлагать локализовать цвет или его оттенок в предме­те и на этой основе давать более тонкую характеристику конкретному предмету.

Учить определять удаленный объект в пространстве в за­висимости от насыщенности окраски: чем дальше предмет, тем окраска менее яркая.

Учить различать и называть темно-серый и светло-серый цвет.

Продолжать учить анализу сложной формы предметов с помощью сенсорных эталонов для анализа строения пред­метов.

Дать представления о многоугольнике (на примере тре­угольника, четырехугольника).

Учить узнавать и называть трапецию, соотносить с дву­мя другими четырехугольниками, показать ее отличия от пятиугольника и треугольника.

Учить видоизменять геометрические фигуры, составляя их из разных фигур, конфигурацию предмета путем состав­ления его из простых форм.

Продолжать учить соотносить и подбирать предметы по величине на глаз без нарушения пропорции, определять размер предметов в зависимости от удаленности, отражать эти знания в практической деятельности.

Развивать способность локализовать предмет заданной величины из множества разно расположенных предметов.

Учить отражать величину натуральных объектов услов­но, соблюдая пропорциональные отношения между ними.

Учить группировать предметы по их сенсорным призна­кам: форме, цвету, размеру, материалу.

Формирование способов обследования и предметных представлений

Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать точность, полно­ту и скорость зрительного обследования.

Формировать зрительно-двигательные умения обследо­вать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки.

Учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осяза­ния).

Учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение, правила использования, хранения.

Продолжать учить правильно называть существенные признаки и особенности окружающих предметов: понимать связь между назначением, строением, материалом, из кото­рого сделаны предметы.

Учить группировать, обобщать по этим признакам пред­меты (продукты, мебель, овощи и т.д.), понимать значение обобщающих слов.

Дать представления о многообразии видов транспорта для выполнения определенного вида работ: пассажирский, водный, воздушный. Научить группировать и сравнивать разные виды транспорта и средства передвижения по назна­чению. Учить понимать зависимость назначения транспор­та от характера перевозимого груза.

Расширять и уточнять представление о растениях, рас­пространенных в данной местности. Учить узнавать их по внешнему виду и называть.

Расширять и углублять представления о домашних и ди­ких животных. Дать представления об олене, верблюде, о насекомых (кузнечике, пчеле и др.).

Закреплять и расширять представления о птицах, дать представление о перелетных птицах. Учить составлять опи­сательные рассказы и загадки о предметах.

Развитие предметности восприятия

Продолжать развивать способность детей различать од­нородные предметы по различиям в конфигурации частей.

Учить дополнять знакомую форму недостающей частью, узнавать предмет в неполном предметно-силуэтном изобра­жении.

Учить целостно прослеживать контур предметов слож­ной конфигурации.

Учить находить по детали целый предмет, составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетные изображе­ния.

Упражнять в сличении изображений по принципу сход­ства и различия, группировать предметы по отдельным при­знакам (форме, цвету, величине, пространственному поло­жению).

Учить познанию окружающего мира с помощью всех ор­ганов чувств, учить ориентироваться в реальной действи­тельности в соответствии со зрительными возможностями, использовать слух, осязание, обоняние там, где нельзя пол­ностью увидеть объект.

Учить выделять, различать различные признаки и свой­ства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, прослеживания.

Развитие восприятия сюжетных картин

Учить детей при рассматривании и описании сюжетной картины придерживаться плана (по вопросам педагога), це­лостно описывать персонажей картины. Учить на основе воспринятого давать характеристику их эмоционального состояния, социальной принадлежности.

Определять и описывать время происходящих событий, предлагая для восприятия одни и те же события в разные временные отрезки, видеть при этом изменения в изображе­нии.

Развивать способность различать предметы на картине.

Упражнять в составлении рассказов по картине, переда­вая в них знания об информативных признаках и предме­тах, раскрывающих сюжет, устанавливая между предмета­ми на картине логические связи.

Развитие восприятия глубины пространства

Учить детей отражать изобразительные признаки глуби­ны пространства, показать линейную перспективу.

Учить соотносить реальную величину объекта с величи­ной его изображения (в сравнении с величиной других объ­ектов).

Показать, что объекты, находящиеся очень далеко, изо­бражаются нечетко.

Учить определять удаленность предмета в большом про­странстве по способности различать его окраску, форму, размер.

Продолжать упражнять в узнавании предметов на боль­шом расстоянии с уточнением признака, по которому узнан предмет.

Учить определять размер предметов в зависимости от удаленности, отражать эти знания в практической деятель­ности.

Развитие навыков ориентирования

Формировать умение детей словесно обозначать про­странственное положение на микро- и макроплоскости.

Учить составлять схемы пути и считывать пространст­венные положения предметов по схеме и соотносить их в большом пространстве.

Выполнять задания на ориентировку в пространстве по словесному описанию, схеме с учетом точек отсчета: от себя, товарища, других предметов.

Учить сравнивать пространственные направления собст­венного тела относительно стоящего напротив ребенка.

Дать представление об относительности пространствен­ных отношений: в процессе соотнесения парно противопо­ложных направлений своего тела с направлением стоящего впереди и напротив него человека, в процессе реальных про­странственных отношений с их изображением в зеркале, при повороте на 90-180 градусов.

Развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги в тетради в клетку.

Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства.

Учить выполнять действия в тетради в соответствии с указанием направления, развивать координацию по схеме (глаз-рука).

Учить понимать и активно использовать в речи простран­ственные обозначения (верх, вперед, назад, налево, напра­во, рядом, между, напротив, за, перед).

Продолжать учить ориентироваться в окружающем про­странстве на цветовые, световые, звуковые, обонятельные ориентиры.

Развивать умение самостоятельно ориентироваться в по­мещении дошкольного учреждения.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать