Задачи обучения и коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
(З.П. МАЛЕВА «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ПЛЕОПТО-ОРТОПТИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ»)
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).
Формирование представлений о сенсорных эталонах
Расширять и углублять знания о свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности детей. Соотносить соответствующие сенсорные качества с реальными предметами. Учить группировать предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).
Учить узнавать и называть точным словом пять основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный).
Учить соотносить заданный цвет с цветом окружающих предметов.
Учить стимулировать зрительно-поисковую деятельность на обобщающее понятие «цвет».
Учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Учить соотносить форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус).
Учить называть форму предметов простой конфигурации (шарик) в реальных предметах.
Учить различать, выделять и называть, сравнивать величину двух предметов по размеру (длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, больше-меньше).
Учить зрительно сравнивать величину предметов путем наложения и приложения их друг к другу.
Учить находить большие и маленькие предметы в макропространстве.
Развитие предметности восприятия
Учить детей зрительно соотносить плоскостное изображение с натуральным предметом.
Узнавать ранее обследованные предметы в различных предметно-логических связях.
Учить точно совмещать по силуэту и контуру два плоскостных предмета сложной конфигурации.
Учить узнавать предмет по его части и составлять целый предмет из частей (две-три части).
Формирование способов обследования и предметных представлений
Учить детей использовать в процессе обследования все анализаторы для более полного представления о предмете.
Учить определенному плану рассматривания предметов или их изображений (целостное восприятие предмета, выделение цвета, формы предмета, показ и называние основных частей, величины каждой части относительно основной, повторное целостное восприятие.
Учить и расширять представление о предметах окружающего мира: овощах, фруктах, деревьях, животных, транспорте, птицах, посуде, одежде, мебели.
Учить понимать и активно употреблять в речи существительные с обобщающим значением.
Развитие навыков ориентирования
Учить детей выделять и называть части своего тела и их месторасположение (голова наверху, ноги внизу и т.п.).
Определять направление вверх, вниз, впереди, сзади.
Особое внимание уделять симметричным органам: руки, ноги, уши, глаза.
Учить выделять в одежде и называть стороны (правая и левая), а также детали одежды и их месторасположение.
Учить определять направление движения и местонахождение предметов по отношению к себе (впереди, сзади, слева, справа).
Учить выполнять практические действия с предметами, понимая значения предлогов и наречий: над, у, в, за, вверху, внизу, спереди, сзади.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Формирование представлений о сенсорных эталонах
Расширять и углублять знания детей о свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности.
Упражнять в соотношении соответствующих сенсорных качеств с реальными предметами.
Учить группировать предметы по двум сенсорным признакам (цвет и форма, цвет и величина).
Закреплять знания об основных цветах спектра и познакомить с оранжевым и коричневым цветом.
Учить зрительным способом узнавать и называть в окружающих предметах светлые и темные тона четырех основных цветов.
Учить локализовать оттенки при прямом и обратном контрасте.
Учить узнавать, различать и называть цветовое окружение реальных предметов при разной освещенности.
Стимулировать зрительно-поисковую деятельность на обобщенное понятие «цвет», «оттенок».
Познакомить с понятием «прямоугольник».
Учить выделять по силуэтному (контурному) изображению квадрат, круг, треугольник.
Учить узнавать треугольник в двух положениях.
Закреплять зрительный способ анализа формы предметов, состоящих из двух простых форм.
Закреплять обобщающее понятие: форма предмета.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длина, ширина, высота).
Развивать зрительную дифференцировку величины предметов: зрительно выделять и располагать в ряд три-пять предметов в малом и большом пространстве.
Активизировать словарь за счет употребления слов: длинный-короткий, высокий-низкий.
Развитие предметности восприятия
Расширять представления детей об одежде, мебели, посуде, овощах, фруктах, транспорте, животных, птицах, называя их опознавательные признаки, назначение.
Расширять способность узнавать ранее обследованный предмет под разным углом зрения в условиях искажения одного из свойств: перекрытия контура, силуэтное изображение, отсутствие цветности или изменения пространственного положения в группе предметов.
Учить видеть характерные особенности одного рода предметов при опознании предмета или его изображения.
Учить сличению контурных, силуэтных и предметных изображений с реальными предметами.
Упражнять в узнавании предметов по их части. Учить составлять целый предмет из отдельных частей (из четырех).
Развитие восприятия сюжетных изображений
Учить детей рассматривать простую сюжетную картину: выделять и перечислять все объекты, выделяя их основные свойства, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами, изображенными на картине, опираясь на непосредственное восприятие, направляемое педагогом.
Учить при рассматривании выделять ближний и дальний план картины и предметы, изображенные близко и далеко.
Учить находить различия в двух сюжетных картинах (одно-два): изменение позы, местоположения, появление дополнительных объектов.
Учить воспринимать человеческие позы, обозначая ее словом.
Учить выделять признаки, по которым узнал позу (поднятая нога, согнутые локти и т.п.).
Развитие пространственного восприятия и навыков ориентировки
Упражнять детей в ориентировке в групповой комнате на основе практических действий по словесным указаниям педагога. Учить называть местоположение предметов (у, около, на, за, слева, справа).
Учить ориентироваться в пространстве, удаленном от групповой комнаты.
Научить ходить по местности, по лестнице.
Научить определять и словесно обозначать направления: вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо.
Учить размещать предметы и игрушки в групповой комнате и на столе по образцу и словесному указанию.
Учить зрительным способом выделять пространственные положения в группе из трех предметов, выбирать из трех картинок две одинаковые.
Упражнять вопределении верхней и нижней, передней и задней, левой и правой сторон своего тела.
Учить находить на своей одежде и правильно называть различные детали своей одежды и их местоположение (вверху на платье воротничок и т.п.).
Учить показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя: сверху от меня, слева от меня и т.д.
Учить определять расположение игрушки, предметов, других детей по отношению от себя, употребляя в речи соответствующие слова: близко от меня, далеко от меня.
Развивать навыки микроориентировки на листе бумаги, поверхности стола, располагая предметы на листе бумаги, на поверхности стола в названном направлении (вверху, внизу, слева, справа, посереди).
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Познакомить, научить детей узнавать и называть точным словом фиолетовый цвет. Различать фиолетовый, оранжевый, фиолетово-коричневый, фиолетово-бордовый цвет. Познакомить с предметами, имеющими постоянный признак - фиолетовый цвет: баклажан, сливы, ежевика, цветы.
Учить локализовать оттенки синего цвета из сине-фиолетовых тонов, фиолетовый из красно-синих, голубой из бело-синих.
Локализовать у основных цветов темные оттенки из темных, светлые - из светлых.
Продолжать учить локализовать оттенки на обратном контрасте.
Развивать способность различать до восьми оттенков красного, зеленого, синего, коричневого цветов и до пяти оттенков оранжевого, фиолетового, желтого, голубого цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами.
Учить различать деревья по окраске стволов, листьев, лепестков, плодов, определять по цвету зрелость плода, различать птиц по окраске оперения, узнавать животных при изменении окраски меха.
Продолжать учить ориентироваться при опознании предметов в окружающем мире на форму как опознавательный признак.
Уметь использовать эталоны формы (геометрические тела и фигуры) при выделении основной формы предмета и отдельных его деталей.
Познакомить с предметами окружающего мира, имеющими в основе цилиндрическую форму.
Продолжать учить зрительным способам локализовать заданную форму в разных пространственных положениях.
Учить анализировать сложную геометрическую форму, выделяя в ее конфигурации простые составные части.
Показать, что однородные предметы различаются между собой конфигурацией частей.
Формировать обобщающие понятия «круглая форма», «угольная форма».
Выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине (шкаф выше стола). Знать и словесно обозначать ширину, длину, высоту, толщину предметов).
Развивать тонкую зрительную дифференцировку предметов по величине.
Различать молодые и старые деревья по высоте и толщине ствола, величине кроны, различать кустарник и деревья по размеру.
Учить соотносить предметы по величине. Располагать в ряд 6-7 предметов в малом и большом пространстве, зрительно выбирать одинаковые из множества. Составлять ряд предметов по возрастающей и убывающей величине.
Формирование способов обследования и предметных представлений
Учить детей рассматривать или описывать предмет или его изображение по плану-образцу (по алгоритму), целостному самостоятельному восприятию объекта, определению его окраски, рассматривать или описывать предмет простой или сложный по форме, величине относительно окружающих предметов, выделять основные части объекта, определять пространственные отношения, детально рассматривать каждую выделенную часть, определять ее форму, величину (относительно других частей), повторно в целом рассматривать объект.
Учить выражать словом признаки, связи, зависимость в предметном мире.
Отмечать признаки предмета, воспринимаемые на слух, вкус, осязания.
Развитие предметности восприятия
Учить детей различать и узнавать предметы в разных модальностях (в цветном, силуэтном, контурном изображении).
Развивать умение узнавать предметы по отдельным частям, составлять целый предмет из отдельных частей (четырех-шести).
Приучать использовать для опознания предмета разные опознавательные признаки: цвет, форма, размер, запах, вкус.
Учить группировать предмет, объект одного вида по назначению, материалу, по месту проживания, по способам передвижения (посуда - столовая, чайная, кухонная, стеклянная, металлическая, пластиковая и др.).
Развитие восприятия сюжетных изображений
Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину по плану: обведи взором всю картину, внимательно рассмотри и назови предметы на первом, втором и третьем плане, о ком эта картина (выделение действующих лиц), в какое время суток это происходит, как догадался, что случилось здесь.
Учить определять социальную принадлежность (мама, папа, друзья) персонажей по одежде, предметам обихода и другим деталям.
Обучать умению видеть в изображении человека позу, мимику, определять его состояние: радость, печаль, обида.
Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе восприятия предметов и объектов, изображенных на картине.
Учить составлять небольшие описательные рассказы по картинкам.
Развитие восприятия глубины пространства
Развивать зрительную дифференцировку четырех-пяти предметов в малом и большом пространстве с уменьшением расстояния между предметами, с увеличением горизонтально расстояния между ними. Выражать отношения между предметами словами «между», «ближе к», «дальше от», «до». Учить сравнивать и определять расстояние до двух предметов, расположенных в разных направлениях.
Показать на примере расположения предметов в большом пространстве, что предмет, перекрывающий контур другого предмета ближе, а перекрываемый - дальше.
Показать на примере «уходящей дороги» линейную перспективу.
Учить простейшим измерительным навыкам (в малом и большом пространстве) для определения расстояния до предмета.
Развитие навыков ориентировки
Продолжать формировать пространственные представления у детей, учить словесно обозначать в речи пространственные термины: справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Учить понимать словесные указания, задания на пространственную ориентировку в окружающем с учетом точек отсчета от себя и по отношению к другим объектам или людям, а именно, начинать отсчет с любого места и соответственно обозначать местоположение объекта.
Учить ориентироваться в помещении, на участке детского сада с помощью осязания, обоняния, слуха. Определять назначение помещения по запаху (кухня, прачечная, медицинская комната).
Формировать пространственные представления и навыки практической ориентировки в помещениях детского сада и на участке, вырабатывать умение словесно обозначать пространственное положение различных предметов и объектов в окружающей обстановке и микропространстве (на листе бумаги, столе, доске).
Познакомить с правилами движения на дороге.
Учить выделять сигналы светофора и передвигаться по улице в соответствии с их указаниями.
Учить выделять звуки на улицах города: шум машин, шорох шин, звуки мотора, звуки приближающегося, удаляющегося транспорта, открывающихся и закрывающихся дверей, шум ветра, дождя, вьюги.
Выделять и словесно обозначать пространственные признаки предметов и объектов окружающего мира, моделировать пространственные отношения в различных ситуациях.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Формирование сенсорных эталонов
Расширять знания детей о предметах окружающей действительности, имеющих постоянный признак цвета.
Продолжать развивать тонкую дифференцировку при восприятии цветов и их оттенков в большом пространстве.
Продолжать развивать способность узнавать предмет при любой освещенности по его окраске.
Предлагать локализовать цвет или его оттенок в предмете и на этой основе давать более тонкую характеристику конкретному предмету.
Учить определять удаленный объект в пространстве в зависимости от насыщенности окраски: чем дальше предмет, тем окраска менее яркая.
Учить различать и называть темно-серый и светло-серый цвет.
Продолжать учить анализу сложной формы предметов с помощью сенсорных эталонов для анализа строения предметов.
Дать представления о многоугольнике (на примере треугольника, четырехугольника).
Учить узнавать и называть трапецию, соотносить с двумя другими четырехугольниками, показать ее отличия от пятиугольника и треугольника.
Учить видоизменять геометрические фигуры, составляя их из разных фигур, конфигурацию предмета путем составления его из простых форм.
Продолжать учить соотносить и подбирать предметы по величине на глаз без нарушения пропорции, определять размер предметов в зависимости от удаленности, отражать эти знания в практической деятельности.
Развивать способность локализовать предмет заданной величины из множества разно расположенных предметов.
Учить отражать величину натуральных объектов условно, соблюдая пропорциональные отношения между ними.
Учить группировать предметы по их сенсорным признакам: форме, цвету, размеру, материалу.
Формирование способов обследования и предметных представлений
Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать точность, полноту и скорость зрительного обследования.
Формировать зрительно-двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки.
Учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания).
Учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение, правила использования, хранения.
Продолжать учить правильно называть существенные признаки и особенности окружающих предметов: понимать связь между назначением, строением, материалом, из которого сделаны предметы.
Учить группировать, обобщать по этим признакам предметы (продукты, мебель, овощи и т.д.), понимать значение обобщающих слов.
Дать представления о многообразии видов транспорта для выполнения определенного вида работ: пассажирский, водный, воздушный. Научить группировать и сравнивать разные виды транспорта и средства передвижения по назначению. Учить понимать зависимость назначения транспорта от характера перевозимого груза.
Расширять и уточнять представление о растениях, распространенных в данной местности. Учить узнавать их по внешнему виду и называть.
Расширять и углублять представления о домашних и диких животных. Дать представления об олене, верблюде, о насекомых (кузнечике, пчеле и др.).
Закреплять и расширять представления о птицах, дать представление о перелетных птицах. Учить составлять описательные рассказы и загадки о предметах.
Развитие предметности восприятия
Продолжать развивать способность детей различать однородные предметы по различиям в конфигурации частей.
Учить дополнять знакомую форму недостающей частью, узнавать предмет в неполном предметно-силуэтном изображении.
Учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации.
Учить находить по детали целый предмет, составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетные изображения.
Упражнять в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам (форме, цвету, величине, пространственному положению).
Учить познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств, учить ориентироваться в реальной действительности в соответствии со зрительными возможностями, использовать слух, осязание, обоняние там, где нельзя полностью увидеть объект.
Учить выделять, различать различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, прослеживания.
Развитие восприятия сюжетных картин
Учить детей при рассматривании и описании сюжетной картины придерживаться плана (по вопросам педагога), целостно описывать персонажей картины. Учить на основе воспринятого давать характеристику их эмоционального состояния, социальной принадлежности.
Определять и описывать время происходящих событий, предлагая для восприятия одни и те же события в разные временные отрезки, видеть при этом изменения в изображении.
Развивать способность различать предметы на картине.
Упражнять в составлении рассказов по картине, передавая в них знания об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет, устанавливая между предметами на картине логические связи.
Развитие восприятия глубины пространства
Учить детей отражать изобразительные признаки глубины пространства, показать линейную перспективу.
Учить соотносить реальную величину объекта с величиной его изображения (в сравнении с величиной других объектов).
Показать, что объекты, находящиеся очень далеко, изображаются нечетко.
Учить определять удаленность предмета в большом пространстве по способности различать его окраску, форму, размер.
Продолжать упражнять в узнавании предметов на большом расстоянии с уточнением признака, по которому узнан предмет.
Учить определять размер предметов в зависимости от удаленности, отражать эти знания в практической деятельности.
Развитие навыков ориентирования
Формировать умение детей словесно обозначать пространственное положение на микро- и макроплоскости.
Учить составлять схемы пути и считывать пространственные положения предметов по схеме и соотносить их в большом пространстве.
Выполнять задания на ориентировку в пространстве по словесному описанию, схеме с учетом точек отсчета: от себя, товарища, других предметов.
Учить сравнивать пространственные направления собственного тела относительно стоящего напротив ребенка.
Дать представление об относительности пространственных отношений: в процессе соотнесения парно противоположных направлений своего тела с направлением стоящего впереди и напротив него человека, в процессе реальных пространственных отношений с их изображением в зеркале, при повороте на 90-180 градусов.
Развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги в тетради в клетку.
Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства.
Учить выполнять действия в тетради в соответствии с указанием направления, развивать координацию по схеме (глаз-рука).
Учить понимать и активно использовать в речи пространственные обозначения (верх, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за, перед).
Продолжать учить ориентироваться в окружающем пространстве на цветовые, световые, звуковые, обонятельные ориентиры.
Развивать умение самостоятельно ориентироваться в помещении дошкольного учреждения.
