Этапы работы по развитию обоняния у детей с нарушением зрения

Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. Однако тонкости этого механизма науке пока неясны. К некоторым ароматам люди привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие.
Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета, путем активного обследования его осязаемых признаков.
Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи:
- развитие осведомленности о различных запахах;
- умение различать простые запахи.
Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов; запах свежего хлеба и испорченного мяса и др.).
Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов. Обучение детей их различению проводится поэтапно:
1-й этап: знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом;
2-й этап: сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений;
3-й этап: различение более сложных (составных) ароматов.
Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, колбасы, кофе, лекарства, цветов и др.
На коррекционных занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах:
- запах лука - резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;
- запах кофе - ароматный, приятный, волнующий, насыщенный;
- запах лекарства - неприятный, отталкивающий, горьковатый;
- запах
апельсина - свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.
На занятиях педагог целенаправленно
расширяет спектр различаемых пищевых и непищевых, растительных и иных
запахов, особенно тех, с которыми ребенок сам может не встретиться. Знакомство
с новым запахом начинается с сопоставления двух идентичных веществ, одно
из которых имеет запах, а другое нет. Например, при сравнении ванилина
и сахарной пудры дети отмечают их одинаковые свойства: цвет, сыпучесть,
порошкообразность. Под руководством педагога выясняется, что отличаются они
друг от друга тем, что сахарная пудра не имеет запаха, а ванилину присущ
терпкий, сильный, пикантный запах.
Следующим этапом работы является выделение запаха ванилина путем сравнения с контрастными запахами уже знакомых детям продуктов (или веществ, предметов): свежего огурца, лука, испортившейся картофелины, сосновой шишки и др.
Заключительным этапом работы над новым запахом является сравнение его с запахами веществ (предметов, продуктов) той же видовой группы. Если ванилин - это пряность, то сравнение следует вести с запахами других пряностей: корицы, гвоздики, мускатного ореха. Запах розы сравнивается с запахом других цветов, запах земляники - с запахом других ягод и т. д.
Отметим, что на коррекционных занятиях дети учатся выделять и неприятные, отталкивающие запахи, особенно пищевых продуктов (несвежая колбаса, испорченное мясо, загнившая картофелина и др.), что должно приучить их осторожно относиться к таким продуктам. При этом педагог показывает, как нужно нюхать незнакомые предметы (осторожно, нерезко, на расстоянии). В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния.
Различение составных, более сложных
ароматов проводится в процессе обучения на специальных занятиях. В этой
работе важно, чтобы добавленный аромат четко дифференцировался, например
обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без
него, свежевыстиранный надушенный и ненадушенный носовой платок и др.
Самыми трудными для дошкольников являются задания на различение запахов
натуральных предметов и веществ с искусственно созданным запахом: цветы
или духи с цветочным ароматом, апельсин или освежитель воздуха с запахом
цитрусовых и др.
При этом отметим, как показывает практика,
у отдельных людей функция обоняния может быть понижена или совершенно
отсутствовать.